В соответствии со статьей 25 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Срок обмена — 14 дней, не считая дня покупки товара.
Условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату товара документ.
Если аналогичного товара нет в продаже, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли — продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование должно быть удовлетворено в течение трёх дней со дня возврата товара.
Однако вернуть можно не каждый товар надлежащего качества. Постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020 утверждён «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену». К ним относятся, например, предметы личной гигиены, парфюмерно — косметические товары, изделия швейные и трикотажные, товары бытовой химии и другие.
Обязан ли продавец вернуть деньги за возврат качественного товара?
Да, продавец обязан вернуть деньги за возврат качественного товара в случае, если его нельзя обменять на другой, соответствующий требованиям покупателя.
Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель непродовольственного товара может в течение 14 дней обменять покупку, если она не подошла ему по цвету, фасону, размеру.
И только если такой обмен невозможен в связи с отсутствием в магазине нужного товара, потребителю следует вернуть стоимость покупки.
Продавец должен вернуть деньги покупателю за качественный товар в течение 3 дней со дня возврата товара.
При этом покупатель не может сразу требовать возврата денег за качественный товар.
Сначала он должен обратиться в магазин с заявлением на обмен товара, указав причины обмена, а также какой именно цвет, фасон и (или) размер ему требуется
Без такого заявления магазин возвращать деньги не должен .
Если со стороны потребителя соблюдены все требования к возврату качественного товара, а продавец отказывает ему в этом, то разрешить спорную ситуацию возможно в судебном порядке.
Продавец, отказывающий в возврате денег за бракованный товар, нарушает статью 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»
Согласно ей, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы
По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Кроме того, согласно статье 22 того же Закона, в случае нарушения срока удовлетворения требования потребителя продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Для защиты своих прав рекомендуется сначала попытаться урегулировать проблему в досудебном порядке, связавшись со службой поддержки маркетплейса или обратившись к продавцу напрямую.
Если представители отказываются удовлетворять претензии, следует составить жалобу в Роспотребнадзор либо направить исковое заявление в суд.