Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете.
Права пассажиров при задержке рейса:
— Право на отказ от полёта. Отказ считается вынужденным, и перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета, даже если билет был невозвратным.
— Право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Пассажир может обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, которые он понёс в связи с задержкой рейса. К претензии нужно приложить документы, подтверждающие понесённые убытки. Претензию предъявляют в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках претензию подают в течение шести месяцев со дня задержки рейса.
— Право на взыскание штрафа. Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ, авиакомпания должна выплатить пассажиру штраф в размере 25% от минимальной оплаты труда за каждый час задержки рейса, но не более чем 50% от стоимости билета. На такие выплаты пассажир имеет право только в том случае, если отсутствовали обстоятельства непреодолимой силы, не было неисправностей воздушного судна или иных важных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
— Право на бесплатное предоставление дополнительных услуг. В зависимости от длительности задержки пассажир может бесплатно хранить багаж, получать питание, воду и место в гостинице.
— При нарушении прав пассажира можно предъявить перевозчику претензию с изложением своих требований. Перевозчик в течение 30 дней со дня поступления претензии обязан уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии. В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии можно обратиться за защитой своих нарушенных прав с исковым заявлением в суд по месту нахождения перевозчика.