1. ВОПРОС: Обратился в ЦБ РФ с жалобой на банк. Прошло 30 дней, ответа не до сих пор? В каких случаях финансовая организация может не отвечать заявителю по существу.
ОТВЕТ: Финансовая организация может не отвечать заявителю в следующих случаях:
— если в обращении не указаны фамилия гражданина или адрес для направления ответа;
— если жалоба содержит угрозы и нецензурные выражения в адрес финансовой организации или ее работников;
— если текст обращения невозможно прочесть или определить его суть.
2. ВОПРОС: Мой ребенок учится в частной школе. Существуют ли какие-либо случаи, когда договор на оказание платных образовательных услуг может быть расторгнут не по моей инициативе, а по инициативе частной образовательной организацией?
ОТВЕТ: Да, такие случаи существуют. Согласно п.22 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг”, по инициативе исполнителя данный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
3. ВОПРОС: Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
ОТВЕТ: Все правовые основы деятельности в области связи устанавливаются ФЗ №126 «О связи». Согласно этому закону:
— оператор сотовой связи не вправе оказывать вам дополнительные платные услуги без получения вашего согласия;
— абонент может отказаться от оплаты таких услуг, а если услуги оплачены, потребовать возврата средств;
— об изменении тарифов на услуги связи оператор связи обязан извещать вас, в том числе через свой интернет-сайт, не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов.
Если оператор связи подключил дополнительные услуги без вашего согласия и требует их оплаты, вы имеете право оспорить его действия:
1. Запросите у оператора связи детализацию вашего счета.
2. Составьте претензию и подготовьте необходимые документы.
3. До обращения в суд вам необходимо предъявить претензию оператору связи. Обращаться в суд до предъявления претензии оператору связи вы не вправе.
Приложите к претензии копии договора на оказание услуг связи и детализации счета. Претензию необходимо вручить или отправить оператору связи не позднее 6 месяцев с даты выставления счета за оспариваемые вами дополнительные услуги.
Оператор связи должен зарегистрировать претензию не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем ее поступления, и рассмотреть ее в течение 30 дней со дня регистрации. После направить вам результаты ее рассмотрения.
Если оператор связи признает обоснованными ваши требования, то они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня принятия решения.
Если оператор связи не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора или предъявить иск в суд.
4. ВОПРОС: Из-за протечки крыши произошел залив квартир двух верхних этажей. Что нужно делать, если крыша потекла.
ОТВЕТ: В случае протечки (течи) кровли по причине проведенных некачественных очистных работ и нанесении тем самым материального ущерба квартире, либо ввиду существующего не качественного кровельного покрытия, или по иным причинам, следуйте инструкции:
1. Обязательно обратитесь письменно в управляющую организацию, обслуживающую Ваш дом (ЖКУ, ТСЖ, ЖК, ЖСК — далее по тексту — УО), либо в аварийно-диспетчерскую службу.
В течение 12 часов представители УО должны прибыть и составить акт (основание — п.72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 354).
В течение 1 суток УО должна устранить протечку (приложение № 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда).
2. Если УО не отреагировала на Ваше письменное обращение должным образом, сразу необходимо написать жалобу на бездействия УО в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) с приложением копии Вашего не выполненного обращения в УО.
У ГЖИ на проверку Вашего обращения 30 дней на рассмотрение обращения. По результатам проверки ГЖИ УО может быть привлечена к административной ответственности по ст.7.22 КоАП, кроме того, в адрес УО будет выдано предписание.
Кроме того, в любое время проверки, Вы можете обратиться в ГЖИ и попросить ознакомиться с материалами проверки. Такое право закреплено в ч.2 ст. 24 Конституции РФ и ст.5 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. Отказ в ознакомлении необходимо фиксировать (желательно документально), т.к. за это соответствующее должностное лицо понесет административную, либо уголовную ответственность (последнее только в случае если это повлечет вред правам и законным интересам).
3. Если представители УО так и не составили акт, либо в этом акте не достаточно подробно описана причина протечки — необходимо обратиться в независимую экспертную организацию за составлением соответствующего заключения на предмет фиксации протечки и установления ее причин.
4. Далее, в этой же экспертной организации Вам необходимо сделать заключение оценочной экспертизы для определения суммы причиненного материального ущерба. После чего подается иск в суд на УО.
5. ВОПРОС: Приобрела женские кожаные сапоги в магазине у индивидуального предпринимателя, которые оказались некачественные. Пришла в магазин, хотела оставить претензию и потребовать возврата уплаченных за них денег, но мне сообщили, что данный ИП больше тут не работает, и вообще свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя он прекратил. Проверила данную информацию на официальном сайте ФНС, она подтвердилась. Получается, что можно продавать некачественные вещи, «закрыть ИП» и не нести никакой ответственности. Могу ли я подать на него в суд?
ОТВЕТ: Такое право у Вас есть. В соответствии с п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” в случае прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации либо аннулированием государственной регистрации, потребитель вправе обратиться в суд к указанному лицу с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги).
6. ВОПРОС: Применяется ли законодательство РФ о защите прав потребителей при оказании медицинских слуг в рамках ОМС?
ОТВЕТ: Да. В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
7. ВОПРОС: Могу ли я вернуть не ношенный пуховик, приобретенный в магазине, если мне не подошел фасон и размер, а этикетки и бирки с него срезаны, но сохранены?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) Вы вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (пуховик) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обращаем внимание, что обмен Вашего пуховика может проводиться в том случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то согласно п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы в 3-дневный срок.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей не предусмотрено право потребителя на возврат товара надлежащего качества. Право отказаться от исполнения договора купли-продажи товара надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы возможно лишь в том случае, если Вы предъявляете требование об обмене товара в соответствии со ст.25 Закона о защите прав потребителей и оно не может быть удовлетворено продавцом магазина ввиду отсутствия у него аналогичного товара.
В случае если на Вашем пуховике есть следы его носки, а на срезанных Вами бирках была размещена информация о товаре и изготовителе (например, о составе материала верха изделия и подкладки, размере, способах ухода, иное), то данные факты можно расценить как нарушение потребительских свойств и товарного вида изделия. В таком случае возможен отказ продавца в возврате Вам денежных средств.
8. ВОПРОС: Кто отвечает за контейнерные площадки?
ОТВЕТ: В Российской Федерации приняты Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра — Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, согласно которым обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Это могут быть управляющие компании, юридические лица, в т.ч. СНТ, и т.д.
С 1 сентября 2025 года начнут действовать обновленные правила обращения с ТКО, согласно которых содержание площадок ТКО целиком и полностью ложится на собственника площадки (не земельного участка).
9. ВОПРОС: Куда обращаться в случае если управляющая организация ненадлежащим образом содержит общее имущество в многоквартирном доме?
ОТВЕТ: До подписания акта открытия объекта с подрядной организацией, осуществляющей капитальный ремонт в многоквартирном доме, эксплуатацию и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома осуществляет управляющая организация. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» управляющая организация обязана обеспечить надлежащую эксплуатацию кровли многоквартирного дома, а в случае выявления нарушений и недостатков (дефектов), приводящих к протечкам, незамедлительно их устранять.
Проведение проверок и контрольных мероприятий в отношении юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на предмет возможных нарушений при содержании общего имущества в многоквартирном доме, находится в компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
На территории Московской области полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора реализует Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее – Главное управление) согласно Положению о Главном управлении регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 13.10.2023 № 946-ПП/34 «О некоторых вопросах реорганизации Главного управления содержания территорий Московской области, утверждении Положения о Главном управлении регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области и отдельных положений постановлений Правительства Московской области».
Обратиться в Главное управление можно следующими способами:
— по электронной почте www.gust.mosreg.ru;
— по почте (143082, Московская область, Одинцовский г.о.,
с/п Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км. Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. А).
10.ВОПРОС: Купил встроенный духовой шкаф, после установки его выяснилось, что он неисправен. Я обратился в гарантийную службу, где получил ответ, что неисправную деталь закажут и поменяют. Прошло 35 дней с момента обращения, но ремонт так и не произведен, по причине отсутствия необходимой детали. Могу ли я требовать возврат денег?
ОТВЕТ: Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней, согласно ст.20 Закона о защите прав потребителей. В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке.
Поэтому после окончания 45 дневного срока со дня обращения, вам необходимо обратиться к продавцу с заявлением о возврате денег за товар. Продавец обязан вернуть деньги в течение десяти дней.
В случае если продавец не урегулировал вопрос возврата денег в добровольном порядке, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.
Госпошлины по таким делам нет, если вы выиграете, то к стоимости товара можете получить дополнительные выплаты по закону о защите прав потребителей: неустойку, штраф и компенсации морального вреда.