Согласно «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 (далее Правила), платные медицинские услуги — это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее – договор).
При заключении договора на оказание платных медицинских услуг, потребителю должна быть предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее — программы).
Платные медицинские услуги медицинские организации имеют право предоставлять по желанию потребителя.
Потребитель имеет право на своевременное получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и предоставляемых им услугах.
Информация размещается на стендах медицинской организации, на её сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» и должна содержать сведения:
-о наименовании юридического лица или фамилии, имени и отчестве индивидуального предпринимателя; адресе места нахождения юридического лица или адресе места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
-о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
-о перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
-о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программами;
-о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
-режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
-об адресах и телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Исполнитель медицинской услуги до заключения договора должен в письменной форме уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение его указаний (рекомендаций), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Договор заключается с потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, предусмотренные Правилами; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дату ее регистрации, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица или наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица; перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; должность, фамилию, имя, отчество лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество потребителя (заказчика) и его подпись. В случае, если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора и иные условия, определяемые по соглашению сторон.
На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
Медицинские услуги, не предусмотренные договором (дополнительные), исполнитель не вправе выполнять на возмездной основе без согласия потребителя (заказчика).
В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Потребитель (заказчик) обязан оплатить услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.
Исполнитель в подтверждение факта оплаты обязан выдать потребителю (заказчику) документ установленного образца (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).
После исполнения договора выдаются потребителю медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Исполнитель предоставляет потребителю по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
-назначить новый срок оказания услуги;
-потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
-потребовать исполнения услуги другим специалистом;
-расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
За нарушение установленных договором сроков исполнения услуг Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей» предусмотрена неустойка 3% от стоимости услуг за каждый день просрочки.
Требования потребителя о возврате денег и уменьшении стоимости предоставляемых услуг должны быть удовлетворены в 10 — дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
С развитием тенденции к здоровому образу жизни популярность приобрели и различные фитнес — центры, которые предоставляют возможность заниматься спортом в комфортных условиях со всем необходимым оборудованием.
Физкультурно — оздоровительные и спортивные услуги предоставляются на условиях публичного договора (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Фитнес — клубы обязаны оказывать услуги каждому обратившемуся и не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей. Такие услуги оказываются на основании заключаемого с клиентом договора, который по своей правовой природе относится к договору возмездного оказания услуг.
Спортзалы работают по системе абонементов — они удобны, как для посетителей, так и для администрации. Бывают случаи, когда потребитель хочет отказаться от купленного абонемента и вернуть денежные средства. Статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет гражданину расторгнуть договор в одностороннем порядке в любой момент. Объяснять причину он не обязан. Исполнитель должен вернуть деньги за вычетом своих расходов на услуги.
Безлимитные абонементы не исключение, от них тоже отказываются и забирают деньги за оставшееся время. Это правило также регламентируется ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1.
Менять правила из закона и продавать невозвратные абонементы нельзя. Даже если клиент согласился и подписался под договором или публичной офертой, такое условие не работает. Это следует из ст. 422 ГК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
При обнаружении факта оказания услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать:
-безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
-повторного оказания услуг.
При не устранении исполнителем обнаруженных потребителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.
Штрафовать клиента или удерживать комиссию за отказ от абонемента тоже нельзя.