Памятка для учителей и родителей.
В течение всего школьного периода костная система детей остается еще не сформированной, поэтому в период их роста и развития важно сохранить здоровье и осанку.
Большинство детей, поступивших в 1 класс, уже имеют нарушения и начальные формы заболеваний костно-мышечной системы. Периодом риска ухудшения осанки ребенка является первый год учебы в школе, затем распространенность нарушений с возрастом только увеличивается.
1. Нарушения осанки — большая опасность для детского здоровья.
Если они своевременно не выявлены и не устранены, то создаются условия для развития костно-мышечных заболеваний и заболеваний других органов и систем (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, репродукции).
Осанка – это навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве, обусловленный определенным комплексом условных рефлексов.
Осанка относится к группе трудно формируемых двигательных навыков, но быстро исчезающих при отсутствии контроля и самоконтроля за ними. Современный взгляд специалистов рассматривает осанку как интегральную характеристику состояния здоровья ребенка в целом, отражающую результат комплексного воздействия факторов окружающей среды (физической и социальной) на него. Доказательством значения состояния осанки на формирование здоровья детей является большая распространенность различных заболеваний среди детей с нарушенной осанкой.
Последние научные исследования установили уровень распространенности отклонений и заболеваний среди школьников (в среднем на 1 обучающегося):
в 1 классе: функциональных отклонений у детей – 3,1 (у мальчиков — 3,0, у девочек — 3,2), хронических заболеваний – 0,4 (у мальчиков — 0,5, у девочек — 0,4);
во 2- 4 классах: функциональных отклонений — 3,2 (у мальчиков — 3,3, у девочек — 3,2), хронических заболеваний – 0,5 (и у мальчиков, и у девочек);
в 5-8 классах: функциональных отклонений – 2,9 (у мальчиков — 3,0, у девочек — 2,9), хронических заболеваний – 0,6 (и у мальчиков, и у девочек);
1.1 Позвоночник — связующее звено всего скелета человека.
Связки и мышцы выполняют роль растяжек от позвоночника к ребрам, лопаткам, костям таза, черепу и т.п. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность.
В сохранении вертикальной позы человека главную роль играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Не менее важно, чтобы мышцы с правой и левой стороны позвоночника были развиты, напрягались и расслаблялись равномерно.
Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины.
Правильное положение тела определяется степенью развития и тонусом мышц и связок, окружающих позвоночник.
Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок. Нарушения осанки – не болезнь, но создают условия для развития заболеваний КМС и других органов. Искривление позвоночника может быть следствием рахита в раннем возрасте, травмы его, но чаще – плохой осанки в детском возрасте. Снижение рессорной функции позвоночника у детей с нарушенной осанкой приводит к микротравмам сосудов мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки) и отрицательно влияет на нервно-психическую деятельность, приводя к быстрому утомлению, частой головной боли и эмоциональной лабильности.
1.2 Осанка у детей может быть правильной или нарушенной.
Эластичный детский скелет при неправильном положении тела легко деформируется и ведет к нарушениям его развития. Патологические типы осанок формируются у детей при изменении физиологических изгибов позвоночника: сутулая спина, лордическая осанка, кифотическая осанка или круглая спина, выпрямленная осанка или плоская спина, сколиотическая осанка.
Нарушения (дефекты) осанки:
- неодинаковый уровень плеч и лопаток,
- неодинаковое расстояние от позвоночника до лопаток,
- чрезмерный наклон головы,
- согнутая круглая спина.
Причинами плохой или нарушенной осанки могут стать продолжительная болезнь и хронические заболевания (аденоидит, тонзиллит, ослабленный организм), ожирение и нарушения здорового образа жизни (ЗОЖ): недостаточный сон и отдых, малая физическая и двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильное положение тела во время работы и отдыха, нарушения питания, не соответствующая росту мебель, неудобная одежда и обувь.
У 80% школьников, при проведении научного исследования, были выявлены поведенческие факторы риска, способствующие нарушениям и заболеваниям костно-мышечной системы: несформированность правильной осанки, посадки за столом, походки и положения лежа во время сна (отдыха), недостаточное время пребывания на свежем воздухе, особенно в учебные дни, крайне недостаточная двигательная активность, в том числе малых форм двигательной активности (физкультминуток, динамических пауз и т.п.), постоянное ношение обтягивающей одежды (джинсов), кроссовок, а также нездоровое питание.
1.3 Формирование правильной осанки.
В течение всего периода обучения костная система у обучающихся остается не сформированной. В формировании правильной осанки большую роль играют — выработка правильной позы, соблюдение навыков здорового образа жизни, целенаправленное внимание и самоконтроль за осанкой.
Последовательность самоконтроля осанки предполагает:
- стоя у стенки, плотно прижаться к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками,
- слегка приподнять подбородок,
- зафиксировать в сознании мышечное ощущение.
Проводить самоконтроль осанки необходимо 3-4 раза в течение дня, стараясь удержать правильную позу, помогающую выработать правильную осанку!
Правильная поза в положении «стоя»:
пятки вместе, голова приподнята, спина прямая, лопатки сведены, колени выпрямлены!
Расслабиться – отставить ногу в сторону.
Исправлению неправильной осанки могут помочь:
- постоянные занятия физкультурой (общеукрепляющие упражнения, частью которых является утренняя гимнастика),
- специальные упражнения для развития правильной осанки,
- корригирующие упражнения (при появлении нарушений),
- свежий воздух,
- спорт,
- массаж.
Факторы, влияющие на формирование правильной осанки.
- Правильная посадка за учебным столом.
- Правильная походка.
- Правильное положение тела, лежа во время сна (отдыха).
- Исключение ношения тяжестей в одной руке (на одном плече).
- Рациональное (здоровое) питание.
- Занятия физкультурой и спортом постоянно.
Факторы, влияющие на формирование правильной стопы.
- Правильная походка.
- Правильно подобранная обувь.
- Гимнастика для ног.
- Рациональное питание.
2. Формирование правильной походки.
Походка – это навык, обеспечивающий привычное положение тела в пространстве при ходьбе. Походка является неотъемлемой частью осанки, которая может быть правильной (хорошей) или иметь дефекты (неправильной или плохой).
2.1. Походка считается правильной, если
- стопа ставится прямо, почти не выворачивая пальцы наружу,
- сначала земли касается пятка (каблук), пальцы при этом не надо тянуть вверх, а только слегка приподнимать,
- идти средним шагом, соответственно росту, но шаг должен быть легким, пружинистым и довольно быстрым,
- при ходьбе бедра двигаются очень незначительно вверх и вниз,
- бедро несколько поднимается в тот момент, когда меняется опорная нога, и опускается, когда при следующем шаге пятка касается земли,
- колени полностью выпрямлены,
- руки немного согнуты в локтях.
Соблюдение правильной походки – основное условие сохранения хорошей осанки и обеспечения нормального положения и работы внутренних органов, кровеносных сосудов, снабжающих их кровью и кислородом. Хорошая походка обеспечивает в период роста ребенка правильное развитие костей таза и ног, особенно стоп.
2.2. Неправильная (плохая) походка:
- с широко разведенными носками стоп наружу или наоборот с повернутыми носками стоп внутрь (косолапая),
- переваливающаяся с ноги на ногу (утиная),
- подпрыгивающая (петушиная),
- мелкими шажками (семенящая),
- огромными шагами с согнутыми в коленях ногами, с наклоненной вперед головой и корпусом.
Походка, как и осанка, — трудноформируемый двигательный навык, который может исчезать при отсутствии контроля и самоконтроля. Другие меры обеспечения хорошей походки – малоэффективны.
Причины неправильной походки:
- нарушения формирования костно-мышечной системы (КМС) в раннем возрасте (рахит, тяжелые инфекционные болезни, нарушения обмена веществ),
- нерациональное питание,
- избыточная масса тела,
- неудобная одежда и обувь.
Неправильная или плохая походка приводит к снижению физической и двигательной активности и детренированности мышц человека.
Исправлению неправильной осанки помогают постоянные занятия физкультурой: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения для формирования правильной осанки и корригирующие упражнения при уже появившихся нарушениях.
2.3. Для формирования правильной походки важно:
2.3.1. Обеспечение удобной обувью.
Она должна обязательно иметь каблук высотой 2-3 см, а площадь каблуков должна занимать ¼ часть подметки детской обуви. Значительная часть тяжести тела должна приходиться на пятки, которые приспособлены для этого. Для правильной походки вредно носить обувь не по размеру и не по назначению! Не допустимо постоянно ходить в спортивной (кеды, кроссовки), домашней или резиновой обуви!
2.3.2. Научиться ходить правильно и красиво!
Ходьба – самый доступный вид движения, хорошая утренняя зарядка. А вечерняя прогулка перед сном и быстрым шагом вернет подвижность мышцам и суставам, которые не были задействованы во время многочасового сидения, улучшит кровоснабжение и газообмен в легких.
Рабочий день дети проводят, в основном, сидя! Организм постоянно испытывает потребность в движении для обеспечения подвижности мышц и суставов и усиления их кровообращения, в том числе для усиления кровообращения и газообмена в легких.
2.3.3. Обеспечение ежедневное свежим воздухом, спортом или массажем.
3. Формирование правильной посадки за столом.
Посадка за столом — необходимый навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела сидя.
3.1. Проверка правильности посадки школьника за столом:
- между столом и грудью свободно должен проходить его кулак,
- лопатки должны касаться спинки стула,
- расстояние от глаз до рабочей поверхности определяется рукой: поставить, согнутую в локте руку на стол, кончики пальцев должны касаться виска.
При правильной посадке за столом у ребенка не сдавливаются внутренние органы грудной и брюшной полости и крупные кровеносные сосуды. Это важно для предупреждения нарушения осанки и деформации позвоночника, создания благоприятных условий для зрительной работы (тетрадь и книга находятся на расстоянии около 35 см от глаз).
Переход от прямой посадки к слегка склоненной и обратно при длительной работе считается более рациональной, чем длительное сидение в одной и той же позе.
3.2. Неправильная посадка
— это посадка ребенка, согнувшегося вперед (сутулящийся), низко наклонившего голову вперед, выдвинувшего одно плечо вперед, сидящего боком (в пол оборота), опирающегося о край стола грудью, сидящего на краешке стула, нога на ногу, скрестив ступни ног, с опорой на одно бедро, подложив под себя ногу, с опорой на копчик и др.
3.3. Последствия неправильной посадки для обучающихся:
- Нарушение работы органов и систем (дыхательной, кровообращения, пищеварительной, выделительной, репродуктивной).
- Деформация и нарушения развития скелета (позвоночника, тазовых костей).
- Сужение межреберных промежутков, препятствующее подъему диафрагмы, приводящее к нарушению легочной вентиляции и снижающее уровень насыщенности крови кислородом.
- Неправильное развитие грудной клетки из-за постоянного прижимания грудью к столу.
- При сидении нога на ногу нарушается симметрия тела и кровообращение в органах малого таза, что приводит к заболеваниям мочеполовой системы.
- Неудобная мебель приводит к нарушениям посадки, т.е. асимметрии плечевого и тазового пояса, сколиозу и другим деформациям позвоночника и тазовых костей.
Есть дети, которые нуждаются в индивидуальном подборе размера мебели, при несоответствии уровня стула и стола. Это дети с избыточной массой тела, которым нужен стол меньшей высоты.
Современная учебная мебель – одномерная, с горизонтальной поверхностью, вместо ростомерной, что приводит к вынужденному наклону головы из-за слабости мышц шеи и туловища. Современная ученическая мебель создает трудности для детей с избыточной массой тела, худощавых и с удлиненными конечностями.
3.4. Важно выработать и закрепить у детей привычку правильной посадки за столом:
- садясь к столу, надо задвинуть стул на 3-4 см под стол и в школе, и дома;
- в классе надо менять место школьника время от времени, пересаживая на другой ряд и парту;
- учебная мебель (стол, стул) должна соответствовать пропорциям тела;
- обеспечить всех обучающихся младших классов ученической мебелью в соответствии с их ростом;
- проводить обязательное обучение учителей, родителей и детей методике определения соответствия размера ученической мебели ростовым показателям обучающихся;
- обязать учителей начальных классов приводить в соответствие размеры ученической мебели ростовым показателям обучающихся по мере их роста, используя современную конструкцию мебели;
- повысить контроль со стороны учителей и родителей за формированием и сохранением такого необходимого для профилактики нарушений осанки и здоровья детей в целом навыка, как правильная посадка!
- обеспечить хорошую освещенность (естественную и искусственную) рабочего места каждого обучающегося.
Материал подготовлен врачом гигиенистом Кочешковой Т.А., февраль 2024 г.