Памятка для педагогов и родителей.
В последние десятилетия отмечается ухудшение состояния здоровья детей в России по всем классам болезней. Наиболее неблагоприятные тенденции выявлены в отношении болезней глаза и его придатков, которые заняли З место в структуре заболеваемости детей. Распространенность их выше, чем у взрослого населения. Выявлена тенденция к быстрому росту болезней глаза, особенно близорукости. В стране — 15 млн. близоруких людей, половина из них имеет прогрессирующую форму, приводящую к слепоте и инвалидности. Близорукость молодеет!
Научные исследования доказали тесную взаимосвязь заболеваний (нарушений) глаза с заболеваниями других органов и систем, таких как кровообращения, пищеварения, эндокринная системы (в т.ч. эндогенное ожирение), кожи, хроническим тонзиллитом, аденоидитом. Важную роль в развитии болезней глаза играет осанка: у близоруких детей чаще выявляется патология шейного отдела позвоночника.
Залог хорошего зрения детей на всю последующую жизнь — это формирование условий для благоприятного функционирования органа зрения детей: это ЗОЖ, привитие культуры зрительной рэботы! Данная профилактическая задача может быть выполнима педагогами ДОО совместно с медицинскими работниками при активном участии родителей и самих дошкольников.
Преимущество такой формы деятельности — неразрывность образовательного и оздоровительного процессов!
Оптическая система глаза человека представлена роговицей, хрусталиком, стекловидным телом. Это прозрачные среды, через которые световые лучи преломляются, собираясь в фокусе системы, дают изображение предметов на сетчатке. Это и есть нормальная рефракция глаза. Интенсивный рост глаза идет в первые З года жизни и продолжается до 14-15 лет. Правильный рост и развитие рефракции глаза определяется наследственными факторами и оптимальным взаимодействием с окружающей средой. Научные исследования доказали, что правильные условия зрительной деятельности и ЗОЖ способствуют формированию нормальной рефракции.
Близорукость или миопия.
При сильной рефракции (преломлении лучей света) световые лучи фокусируются впереди сетчатки. Это и есть близорукость или миопия. Чтобы получить изображение четкое, яркое, человек должен уменьшить диаметр зрачка, что он и делает, прищуриваясь. Близорукий глаз ясно видит предметы, находящиеся от него только на близком расстоянии. Удлинение глаза может достигать 30-35 мм, при норме для взрослых 24 мм. Прогрессирующая близорукость может привести к полной потере зрения, отслойке сетчатки, если вовремя не обратить внимание на нее! Критический возраст развития миопии — 6-11 лет, т.е. период роста зрительной нагрузки при неблагоприятных условиях, частых заболеваниях, наследственной предрасположенности формирования миопии. Но! Ранние миопии имеют неустойчивый характер, поэтому возможны И эффективны профилактические мероприятия их.
Предвестники (предикторы) миопии.
1. Близорукость у родителей.
2. Псевдомиопия, снижение зрения вдаль у детей, при расширении зрачков туман исчезает.
З. Нарушение мышечного равновесия.
4. ГИПОЦИНАМИЯ при высокой зрительной нагрузке.
Глаз человека хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы путем изменения диаметра зрачка, изменения кривизны хрусталика, сведения (разведения) глаз. Сетчатка и сама приспосабливается к характеристикам объекта. Но, адаптационные возможности глаза не безграничны!
Для зрительной работы необходимо создавать оптимальные условия:
1. Детям как можно больше надо бывать на улице в период наиболее интенсивного действия УФЛ ( с 10 до 16 час.), т.к. под влиянием УФЛ провитамин Д, находящийся в коже, переходит в активное состояние, способствуя усвоению Са и Р. При УФ — недостаточности нарушается фосфорнокальциевый обмен, снижается аккомодационная способность глаза и биохимическая стабильность его наружной капсулы (склеры).
2. Важнейшее условие — хорошее естественное и искусственное освещение помещений для благоприятной зрительной работы детей. Это достаточное и равномерное освещение рабочего места, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. Для защиты от прямых солнечных лучей детям нужны легкие светлые шторы (жалюзи).
3. В осенне-зимний период, пасмурные, ранние утренние, вечерние часы необходимо включать искусственное освещение, Для зрения опаснее недостаток света, чем смешанное (естественное и искусственное) освещение.
Источники искусственного света — лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы.
Факторы, влияющие на уровень освещенности помещения:
1. Чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают до 2096 световых лучей, к концу зимы — до 5096 светового потока,
2. Стоящие на подоконнике цветы, учебные пособия и др., занавески и шторы на окнах, в т.ч. тюль, закрывающие часть окна и не убирающиеся в простенки между окон. Освещение помещения снижается до 10 — 40 94. Цветы лучше расположить вблизи окна на полочке.
3. Степень отражения света в помещении от потолка, стен, пола и мебели. Светлые тона повышают освещенность: белый цвет отражает до 90 % световых лучей, желтый — около 8096, голубой — 700/0, зеленый — 6096, темно-зеленый — 2294. Поверхность темно-коричневого и черного цвета поглощает почти все лучи, Стены, заставленные мебелью темного цвета, отражают мало света,
4. Размещение рабочих столов детей в групповом помещении. Лучшей установкой детских столов признано размещение их у окон, чтобы свет падал прямо или слева, а тень от правой руки не падала при письме.
5. Достаточный уровень освещенности помещений (естественной и искусственной), без бликов и теней, ровный и приятный для глаз.
6. Затемнение окон деревьями и кустарниками.
Рабочая поза дошкольника во время занятия.
Неправильная рабочая поза детей во время занятий может привести к утомлению и близорукости. Чрезмерное приближение глаз к предмету работы приводит к напряжению мышц глаза, шеи, спины, которые поддерживают голову. Глаза быстро утомляются от работы с перегрузкой. Постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, что способствует быстрому изнашиванию компенсаторных механизмов и появлению или прогрессированию близорукости.
Привычка близко приближать глаза к предметам не всегда связана с недостаточностью зрения, нередко она является выражением эмоций, связанных со старением. Следует предостеречь детей от этой привычки и всячески препятствовать ее закреплению.
Правильное положение ребенка сидя:
Слегка наклонив голову вперед, спина опирается о спинку стула на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола), предплечья свободно лежат на столе, туловище не упирается в передний край стола (расстояние свободного пространства — 3-4 см), бедра почти полностью (не менее 2/3) лежат на сиденье, ноги в КОЛЕННЫХ суставах согнуты под ПРЯМЫМ или тупым углом и опираются всей стопой на пол. При этом тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, его спина, пол) и статическое напряжение мышц, необходимое для удержания туловища в вертикальном положении, уменьшается, а значит, уменьшается и утомляемость.
Контроль правильной посадки.
- Кулак должен проходить свободно между столом и грудью;
- Лопатки должны касаться спинки стула;
- Расстояние от глаз до рабочей поверхности определяется рукой, согнутой в локте, на столе, а кончики пальцев руки должны касаться виска; — Садясь к столу, задвинуть стул на 3-4 см под стол.
- Необходимо время от времени менять детям место и пересаживать их за другой стол.
Физическая активность и зрение.
Физическая нагрузка и двигательная активность ребенка улучшают функционирование практически всех органов и систем организма, включая и орган зрения. В результате улучшения обмена веществ, усиления вентиляции легких, кровоснабжения мозга и всех других органов. Возрастная норма суточной ДА детей 6-10 лет — 15-20 тысяч шагов, 4 -5 часов, 2500-3000 ккал энергозатраты.
Одним из последствий эволюции и научно-технического прогресса является снижение физической активности человека. Дефицит движений (гипокинезия) вызывает у него многообразные морфологические и функциональные изменения организма, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям органа зрения.
Основные причины снижения ДА детей.
1. Перегруженность теоретическими занятиями учебных программ.
2. Отсутствие мотивации к занятиям физкультурой.
З. Увеличение времени просмотра телепередач, компьютерных игр, интернета, видео.
4. Ограничение игр и физических упражнений на свежем воздухе.
Низкая мотивация к физическим нагрузкам определяется недостаточными знаниями детей и их родителей о ЗОЖ и опасности низкой физической активности для органа зрения и здоровья в целом.
Оздоровительный эффект СДА зависит от суммарной величины организации учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени, а не только физического воспитания. Необходимо планировать повышение физической активности за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания: зарядка, подвижные игры, прогулка, физминутки, в т.ч. дома. Доказано положительное влияние физминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается их мозговое кровообращение, укрепляется склера глаз.
Эффективность физминуток можно повысить, проводя специальный комплекс упражнений гимнастики для глаз, повышая остроту зрения и др. зрительные функции. Для определенных видов зрительной деятельности разрабатываются комплексы упражнений. Цель упражнений — включить в динамическую работу бездеятельные глазные мышцы и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и систематического применения.
Помощником достижения цели должна стать семья. Родители должны осознать необходимость совместной и согласованной работы ДОО и семьи для сохранения и укрепления 03 и здоровья ребенка в целом.
Материал подготовлен врачом гигиенистом КочешковоЙ ТА. филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области в городах Дубна, Лобня, Долгопрудный, Дмитровском, Талдомском районах. Январь 2024г.