Вода — источник жизни. Эта удивительная прозрачная жидкость, не имеющая цвета, запаха и вкуса и являясь универсальным растворителем, обеспечивает жизнь растений, животных и человека. Вода имеет простой химический состав и нулевую калорийность.
Содержание воды в организме взрослого человека — около 60% массы тела. Процесс старения человека связан с потерей воды клетками, поэтому пожилой человек имеет значительно меньше воды в своем организме. А вот детский организм (особенно младенца) состоит из воды на 80%! Значительное количество воды в своем составе содержат и все органы и системы человека: кровь – 83%, мозг, сердце, мышцы – 75%, даже кости – 20%. Вода, как универсальный проводник, доставляет в каждую клетку нашего организма необходимые для жизни минеральные вещества в легко доступной для усвоения форме.
Но при этом надо понимать, что организм человека ежедневно и теряет воду: с воздухом через легкие (1м3 воздуха содержит 8-9г воды), а также через почки и кожу. За сутки потери воды человека могут составить до 4л. Для поддержания своего водного баланса человек должен компенсировать естественные потери воды введением извне жизненно необходимого ее количества. В случае невосполнения объема потерянной воды в организме наступает обезвоживание (дегидратация). Без пищи человек может прожить 1 месяц, а без воды – не более 3 дней!
Следует напомнить, что с участием воды проходят все физиологические процессы в организме человека: пищеварение, дыхание, свободное и безболезненное движение всех суставов (за счет синовиальной жидкости, которая представляет собой смесь воды с небольшим количеством гиалуроновой кислоты), терморегуляция для поддержания стабильной температуры тела в любую погоду, кровообращение и снабжение всех органов и систем кислородом и питательными веществами, деятельность головного мозга, активный обмен веществ, долгое сохранение здоровья и молодости кожи.
Последствия недостатка воды в организме…
Испытывать жажду человек начинает с момента снижения количества воды в его организме всего на 1-2% или 0,5 литра. При этом эти 0,5 литра воды в день человек теряет только при дыхании, но они растут в жаркую погоду, при высокой влажности, во время занятий спортом.
При снижении уровня жидкости в организме на 2% у человека появляются сонливость, тошнота, ухудшение самочувствия. Потеря воды на 6-10% — приводит к одышке, мигрени, нарушению концентрации и другой деятельности мозга. При нехватке в организме 10% воды начинается процесс повреждения клеток тканей. Обезвоживание на 11-19% — вызывает резкое ухудшение зрения и слуха, приводит к спазму мышц. Состояние человека требует срочной медицинской помощи. Потеря же воды организмом на 20% и выше приводит к необратимому летальному исходу!
Недостаток воды в организме негативно влияет на всасывание питательных веществ в кишечнике, приводит к быстрой утомляемости после незначительных физических или умственных нагрузок. При недостаточном поступлении воды в организм снижается масса тела, увеличивается вязкость крови, нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает сильное чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.
При постоянной недостаточности воды в организме запускается ряд патологических процессов, которые в долгосрочной перспективе могут привести к серьезным негативным последствиям. Например, при повышении вязкости крови может наступить такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда. Можно назвать и другие заболевания и состояния, возникающие при длительном обезвоживании организма: гипертония, патология сердца и сосудов, нервной системы, щитовидной железы, запоры, образование камней в почках и желчном пузыре и другие. Отмечается повышенная утомляемость человека при выполнении любой деятельности, сухость волос, ломкость ногтей, преждевременное старение кожи, сухость во рту, неприятный запах изо рта.
Возможности восполнения воды в организме.
Часть воды организм вырабатывает сам в результате биохимических процессов — это 3-4 % жидкости, около 40% ее поступает с пищей и напитками. Остальное количество воды мы добираем за счет ежедневного питья обычной воды. Воду надо пить каждый день!
День рекомендуется начинать со 100-150 мл чистой питьевой воды комнатной температуры. Утром мы восполняем ночную потерю воды с потом и дыханием, побуждаем организм проснуться, стимулируем метаболизм, запускаем работу желудочно-кишечного тракта и улучшаем пищеварение.
Необходимо отметить пользу теплой питьевой воды (на 2оС выше температуры тела) за ее комфортность для организма. В то время как прием холодной воды является стрессом для системы пищеварения. Теплое питье способствует быстрому очищению органов пищеварения от загрязнений, остатков пищи, улучшению метаболизма, обновлению крови, скорейшему выведению шлаков, токсинов, кожа при этом становится упругой, подтянутой. Теплая питьевая вода расслабляет мышцы, купирует боли спазматического характера, помогает избавиться от мигрени.
Питьевая вода должна поступать в течение всего дня, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в ней. Необходимое суточное количество питьевой воды зависит от климата, вида деятельности, массы тела, пола. Усредненное необходимое количество воды для человека – 1,5-2,5 л в день, точнее 30 мл на 1кг массы тела при умеренном климате и спокойной работе. Исходя из приведенного норматива, взрослому человеку в сутки нужно: на 50 кг массы тела – 1,5л воды, на 60 кг – 1,8л, на 70 кг – 2.1л, на 80 кг – 2,4л, на 90 кг – 2.7л, на 100 кг – 3л. Ежедневное потребление рекомендованной суточной нормы жидкости в комбинации с правильным питанием поможет сбросить лишние килограммы.
Правильный режим питья воды:
— не пейте быстро, лучше маленькими глотками, чтобы не нагружать почки;
— первый стакан воды пейте утром натощак;
— выпивайте стакан воды после физических упражнений;
— не пейте во время еды, лучше выпейте 1 стакан воды за 40 минут до приема пищи;
— после туалета выпейте тоже 1 стакан воды для восстановления баланса;
— за 40 минут перед сном выпейте еще 1 стакан воды.
При переизбытке жидкости в организме наступает гипергидратация, что повышает нагрузку на сердце, почки и весь организм.
Про кипяченую и неполезную воду…
Не рекомендуется часто пить кипяченую воду, в т.ч. кипяченую дважды и более раз. При кипячении воды вместе с вредными микроорганизмами погибают и полезные, а также разрушаются соли кальция и магния, которые оседают на стенках сосудов. В случае хлорирования воды хлор преобразуется в канцерогенные соединения, поэтому артезианская вода лучше подходит для однократного ее кипячения.
Не рекомендована для питья газированная и сильноминерализованная вода. Щелочность обычной водопроводной воды близка pH крови человека, поэтому она лучше подходит для питья, чем газированные и минерализованные.
Для использования водопроводной воды для питья она должна соответствовать санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям. Этого можно добиться использованием эффективных фильтров. Если это не возможно, то лучше пить бутилированную воду промышленного производства.
Когда необходим повышенный питьевой режим.
Такой режим необходим в следующих случаях: при вирусных заболеваниях, занятиях спортом, жарком климате, наличии вредных привычках. Так, курение 1 пачки сигарет в день увеличивает потребность в воде на 40%. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, например, запорах, пить воду необходимо небольшими порциями в течение дня, особенно утром.
Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма человека.
Роль воды для здоровья детей.
В периоды интенсивного роста и развития дети имеют высокую скорость обменных процессов в организме и нуждаются в повышенном потреблении воды и растворенных в ней микроэлементов.
1.Вода обеспечивает физическую активность детей. Теряя во время физической культуры и активных игр много жидкости, для поддержки работы мышц, гибкости суставов необходимо восстановление водного баланса в детском организме.
2.Вода необходима для концентрации и внимания ребенка. При дефиците воды в организме показатели умственной и физической деятельности снижаются до 20%. Мозг остро реагирует на свое обезвоживание. Поступление воды улучшает движение крови по сосудам и обеспечивает поступление кислорода в мозг, улучшая его деятельность.
3.Вода – основа детского здоровья. Обезвоживание запускает различные патологические процессы: ребенок становится вялым, беспокойным, пульс учащается, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и другое. Регулярное употребление им воды улучшает самочувствие, восстанавливает силы и сохраняет здоровье.
4.Вода участвует в формировании детского организма. Для активного роста и развития, на выполнение всех видов деятельности ребенка необходима вода. Она же регулирует обмен веществ и участвует во всех биохимических реакциях, помогает доставлять в клетки витамины, микро и макроэлементы и другие необходимые вещества.
5.Вода участвует в терморегуляции и потоотделении ребенка. Для поддержания оптимальной температуры тела летом и зимой.
Вода – незаменимый напиток! В ней нет калорий, сахара, лишних солей, которые могут навредить ребенку. Никакие лимонады, сок, чай, молоко и другие напитки не могут восстановить водный баланс в организме, но многие родители еще ошибочно полагают, что ими можно заменить воду.
В летнее жаркое время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима детей. Рациональный порядок потребления воды предполагает ежедневное обеспечение водно-солевого баланса и создание благоприятных условий для жизнедеятельности детского организма.
Недостаток поступления воды приводит к быстрой утомляемости детей от любой деятельности, снижению массы тела, увеличению вязкости крови, нарушению снабжения тканей кислородом и энергией, следствием чего является повышение температуры тела, учащение пульса и дыхания. В результате возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность и требуется медицинская помощь!
Рекомендации по организации питья детям:
1.Лучше давать ребенку чистую специальную детскую воду, фильтрованную водопроводную или бутилированную воду промышленного производства.
2.Здорового ребенка не надо заставлять пить воду, нужно просто предложить ему выпить воды.
3.Предлагайте ребенку пить чаще во время активного отдыха и физических нагрузок.
4.Не разрешайте ребенку пить большое количество воды сразу, это приведет к перегрузке системы кровообращения.
5.Нужно научить детей регулярно пить воду: начинать утро с чашки воды, а затем, в промежутках между приемами пищи, еще выпить несколько чашек.
6.Исключите из напитков ребенка крепкий чай, пакетированные соки и сладкие газированные напитки.
7.Не предлагайте ребенку минеральной, в т.ч. газированной, воды, ее употребление может нарушить водно-солевой баланс детского организма.
Потребность в воде у детей с возрастом меняется.
Для детей от 1 года до 3 лет необходимо 100мл воды на 1кг массы тела, от 3 до 7 лет – 80 мл. В это количество должна входить и жидкость, содержащаяся в пищевом рационе. Ориентировочно, ребенку в возрасте 2-7 лет требуется 1,2-1,7 л жидкости. Дети старше 12 лет испытывают те же потребности в жидкости, что и взрослые, то есть в среднем им необходимо до 2,5л в день, включая жидкость потребляемых блюд.
Питьевой режим в образовательных организациях.
1.Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в т.ч. через установки с дозированным розливом воды.
При использовании установок с дозированным розливом воды для питья должны быть выполнены следующие гигиенические требования:
— вода должна иметь документ об оценке (подтверждении) ее соответствия требованиям,
— замена емкости с водой проводится по мере необходимости, но не реже, чем это предусмотрено сроком годности воды, установленным производителем,
— обеспечение запасом чистой посуды (стеклянной, фаянсовой, одноразовой), а также контейнерами для сбора использованной посуды одноразового применения.
2.Организуется посредством употребления однократно кипяченой питьевой воды, которая должна быть реализована в течение 3 часов.
В летний период организация питья осуществляется и во время прогулок.
Рекомендации по полезному потреблению воды детьми.
1.Во время активного отдыха и физических нагрузок предлагайте детям пить чаще, ведь он потеет и теряет воду.
2.Не разрешайте выпивать детям сразу большое количество жидкости, ведь она не сможет всосаться в кровь быстро, последует длительное напряжение на сердце, пока ее избыток не выведут из организма почки.
3.В воду можно добавить кусочек лимона, ягод, листья мяты.
4.Подавайте детям воду в красивых чашках (стаканах).
5.Лучше всего действовать собственным примером.
Питьевой режим в дошкольной образовательной организации.
Детям дошкольного возраста для питья должна быть предложена:
— кипяченая однократно вода со сроком хранения не более 3 часов,
— негазированная бутилированная питьевая вода промышленного производства.
Питьевая вода должна быть доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в организации. В летний период питьевой режим организуется и во время прогулки. Недопустимо для детей питье большого количества воды за один раз, можно получить сверхнагрузку на почки с развитием серьезных осложнений. Такая ситуация снижает концентрацию электролитов в крови, в частности натрия, поддерживающего баланс между жидкостью внутри и снаружи клеток.
Будьте здоровы, берегите себя и своих детей!
Кочешкова Т.А., врач Дмитровского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», июнь 2022г.