Движение или двигательная активность человека (особенно детей) – его естественная потребность! Удовлетворение этой потребности – важнейшее условие гармоничного развития ребенка, улучшение и сохранение его физического, нервно-психического здоровья.
Движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания. Благоприятное действие движение оказывает на головной мозг, способствуя умственной деятельности в период активного физиологического и психологического развития детей.
В результате ряда причин, в т.ч. высокой учебной нагрузки школьников, отмечается дефицит или недостаточность их двигательной активности (гиподинамия). Гигиенические исследования доказали, что до 82-85% дневного времени большинство школьников сидят, находясь в статическом положении. Даже младшие школьники имеют произвольную двигательную деятельность (ходьба, игры) только 16-19% времени суток, а организованные формы физического воспитания лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь еще к старшим классам. Особенно мала двигательная активность школьников зимой!
Благотворное влияние двигательной активности на здоровье.
— Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции (щитовидной железы, половых желез, надпочечников), играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
— Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию.
— Физические упражнения повышают «потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
— Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.
— Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и, иной деятельности, правильная организация режима дня школьника способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.
Правила безопасности зимних забав.
1. Катание на лыжах. Относительно безопасный вид зимних прогулок. Но! Горка может быть слишком крутой, ухабистой, леденистой. Кататься лучше в парковой зоне, за городом, где отсутствует движение автотранспорта.
2.Катание на коньках. Сопряжено с определенным риском для здоровья. Опасно кататься на открытых водоемах, катайтесь на специально оборудованных катках и в те дни, когда на нем катается немного людей. Риск получить серьезную травму в этом случае не так велик! Ребенок должен быть одет в плотную одежду, т.к. падение исключить невозможно. Не отходите от него, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падения.
3.Катание на санках. Проверьте исправность санок! С горки лучше кататься на ледянках, чем на санках. Детям надо заранее объяснить, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Взрослым надо предварительно убедиться в ее безопасности: спуск не должен выходить на проезжую часть, малышей лучше катать с маленьких, пологих горок в немноголюдных местах, отсутствии деревьев, заборов и др. препятствий. Нельзя разрешать ребенку кататься, лежа на животе, он может повредить зубы и голову! Нельзя кататься на санках стоя, опасно привязывать санки друг к другу. Перевозить ребенка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть из санок. По малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, будьте особенно бдительными!
4.Игры около дома. Не разрешайте детям играть у дороги. Учите их, что нельзя выбегать на проезжую часть. Нежелательно валяться и играть в сугробах под окнами домов и около подъездов. Не позволяйте прыгать в сугроб с высоты, под свежевыпавшим снегом может быть что угодно: разбитые бутылки, камень, проволока, мусор и т.д. Надо объяснить детям, что снег нельзя брать в рот, а также ледяные корочки и сосульки (в них много невидимой грязи, микробов, которые могут вызвать болезнь). При игре в снежки объясните ребенку, что кидаться в лицо нельзя, кидать нужно не с силой. Не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!
Одежда и обувь ребенка зимой на прогулке.
Одежда и обувь имеют большое значение для защиты детского организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, но они не должны ограничивать движения. Кутать ребенка не надо, перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Одежда и обувь школьника должны быть удобными, не сковывающими его движения. Застрахуйтесь от потери варежек и перчаток, пришейте к ним резинки! Зимняя обувь должна быть удобной, с рельефными подошвами, чтобы ребенок меньше скользил по снегу и льду. Зимние прогулки могут омрачить радость детей и родителей распространенными травмами.
Материал подготовлен врачом-гигиенистом Кочешковой Т.А.