Чтобы предупредить переутомление школьника, надо понять, что оно начинается с формирования его утомления в процессе обучения. При продолжительной умственной работе школьника его функциональные энергетические траты приводят к изменениям функционального состояния или развитию утомления.
Утомление – это физиологическое психическое состояние организма, возникающее в результате длительной или напряженной деятельности. Утомление — временная потеря работоспособности при выполнении напряженной и сложной умственной работы ученика. К утомлению могут привести не только большая ежедневная умственная нагрузка, но и избыточная физическая деятельность, плохое качество сна, эмоциональная нестабильность, стрессы, конфликты, недостаточное время прогулок, отсутствие в режиме физических нагрузок, возрастные кризисы в 1, 5, и 9 классе, а также заболевания: инфекционные, болезни крови, щитовидной железы, депрессии. Систематическое утомление и последующее переутомление относят к патологическому состоянию школьника, которое ведет к снижению не только качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления, своевременная их коррекция — важное условие сохранения здоровья детей. На степень умственной работоспособности влияют экзогенные (внешней среды) и эндогенные факторы, которые в естественных условиях действуют на организм одновременно. К факторам утомления относят показатели умственной работоспособности учащихся, изменяющиеся в течение учебного дня, недели, года. На развитие утомления влияет трудность урока, которая зависит от ряда факторов и четко представлена в таблице, отражающей трудность школьных предметов, разработанной Сивковым И.Г. К факторам утомления относят ритм работы и величину нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности. Снять такое утомление поможет хороший отдых и несколько часов сна!
Умственное утомление характеризуется ухудшением когнитивных функций человека, отсутствием концентрации внимания и скорости мыслительных процессов. Уровень утомления выражается снижением и работоспособности и истощением внутренних резервов, снижением скорости реакций, увеличением ошибок, проявлением утомления. Для сохранения умственной работоспособности важно научиться распознавать признаки утомления, чтобы вовремя сделать паузу и снять умственную усталость. Систематически игнорировать усталость и не получать полноценный отдых – это путь к переутомлению, которое характеризуется хронической усталостью, не проходящей даже после сна и отдыха, и приводит к снижению интереса и результативности умственной деятельности.
Симптомы умственного переутомления школьника — это
— проблемы с памятью, снижение концентрации и внимания,
— эмоциональная нестабильность, раздражительность, неустойчивость настроения,
— общее недомогание, низкая выносливость,
— нарушения работы внутренних органов,
— частые головные боли и боли в мышцах,
— ухудшение работы системы кровообращения, головокружение,
— апатия, нарушение сна ( сонливость, трудность утреннего подъема) и аппетита,
— снижение иммунитета и частые простудные заболевания.
К общим симптомам умственного переутомления относятся замедленная, слабовыраженная реакция на раздражители, краснота глаз, отечность и неровность лица, нездоровый цвет кожи, приступы тошноты, беспричинная рвота, обмороки, общая нервозность, вялость, невозможность сконцентрировать внимание, сосредоточиться на определенном действии, снижение рефлексов, усиленная потливость.
Для профилактики развития умственного переутомления школьников учеными-гигиенистами предложены здоровьесберегающие общешкольные мероприятия:
1. Обеспечение потребности в двигательной активности – физкультминутки, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, площадок, бассейнов.
2. Тренировка функциональных резервов школьников – дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание.
3. Биоритмологическое функционирование организма – режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение их на выходной, рациональная организация режима дня вне школы.
4. Стресс-реакция – снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальных перемен после 3 урока в виде произвольной двигательной активности школьников, способствуя снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке.
5. Оптимальные условия функционирования организма — соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся. Озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу.
6. Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному – занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др.
Гигиенистами предложены приемы и методы снятия утомления и повышения работоспособности школьников. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз, мозга, снимающие утомление. Китайские школьники редко страдают близорукостью, в китайских школах широко распространена гимнастика для глаз – упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь).
Подготовлен материал врачом – гигиенистом Кочешковой Т.А.