Еще в древности знали об огромном значении музыки в жизни человека. В Библии рассказывается о чудесном исцелении царя Саула от депрессии с помощью пастуха, играющего на арфе. Музыка, которую исполнял музыкант, поразила царя и принесла ему душевное облегчение. Все древние цивилизации знали о целительной силе звуков.
Пифагор в Древней Греции впервые проанализировал музыку с точки зрения законов гармонии и золотого сечения и установил определенные закономерности. Гармоничные созвучия благотворно воздействовали на человека, улучшая его настроение и физиологическое состояние в целом, а негармоничные – самочувствие его ухудшали. Сам Пифагор активно использовал пение в лечебных целях: утром настраивался на позитивный лад, а вечером – на успокоение. Музыка для греков была частью философии и имела огромное значение в жизни, помогая людям настроиться на определенные виды деятельности – на спортивные занятия, работу, лечение и отдохновение.
Платон просил изъять некоторые музыкальные лады из употребления как приносящие вред организму. Музыку он рассматривал как основу развития гармоничного человека. А знаменитый врач Авиценна считал музыку одним из эффективных способов излечения человека.
Аристотель изучал музыкальные сочетания детально, если они негативно сказывались на психике человека. Он считал, что музыка «должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». В античности была разработана четкая система воздействия определенных инструментов на состояние человека. Так, например, скрипку использовали для меланхолически настроенных людей, альт восстанавливал работу нервной системы, арфа благотворно влияла на общее состояние человека.
В 20 веке Иван Михайлович Сеченов, Сергей Петрович Боткин, лауреат Нобелевской премии по физиологии научно доказали лечебный эффект воздействия на психику человека классической и народной музыки. У людей приходило в норму кровяное давление, стабилизировался пульс, глубина дыхания, улучшились показатели крови при восприятии классической музыки. При прослушивании музыки атональной, с резкими, кричащими звуками у человека ухудшалось общее состояние, что приводило некоторых людей в состояние депрессии.
Выдающийся советский хирург, шестой министр здравоохранения СССР академик Борис Васильевич Петровский включал музыку при проведении непростых операций. Неслучайно в 20 веке получила распространение музыкотерапия, как отдельное направление. Сотрудники шведского музыкально-терапевтического общества в 1969 г. доказали целебность колокольного звона! В нем обнаружили резонансное ультразвуковое излучение, которое мгновенно уничтожает из поля даже тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. А немецкие ученые наглядно показали, что колыбельные песни намного лучше помогают заснуть человеку, чем любые успокаивающие средства. Так что, не забывайте про народный вековой опыт и пойте детям колыбельные песни!
Музыкотерапия, как отдельное направление, в России была официально признана с 2003 г. Она представляет собой синтез психологии, медицины, музыки и педагогики. Именно музыкотерапия может легким способом восстановить нервную систему от перегрузки, пагубного воздействия гаджетов. Признана полезной она и для восстановления зрения, кровяного давления, снижения сахара в крови и общей гармонизации организма человека.
Поистине, музыка творит чудеса! Она не только приобщает к богатому духовному опыту культуры, но и влияет на психологическое состояние человека, его физиологию и даже интеллект. Ребенок, слушающий с самого детства классическую и народную музыку, впитывает смыслы музыкальных произведений, расширяет границы своего чувствования, внутреннего мира. Умение тонко чувствовать себя и других людей крайне важно для человека. А еще музыка – это прекрасный рычаг для успешной социализации ребенка. Дети вместе поют, играют в дуэтах или ансамблях, учатся слышать друг друга, взаимодействовать, договариваться друг с другом.
Пусть в вашем доме звучит музыка Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского, Верди, Шопена! Если ребенок с детства будет слушать только попсовые мелодии, тяжелый рок, металл и рэп, то это пагубно отразится не только на его интеллектуальном развитии, но и духовном мире. Классическая музыка и есть то искусство, которое воспитывает в человеке умение прислушиваться и раскрываться в душевном плане.
Занятия музыкой дают ребенку:
— эстетическое развитие или приобщение к мировой культуре;
— интеллектуальное развитие, освоение нотной грамоты и сольфеджио;
— позитивное влияние на умение читать, писать и говорить, идет тонкая настройка мозга;
— улучшение вербальной памяти, умение запоминать информацию;
— улучшение образного и пространственного мышления, музыкальное мышление – это и есть мышление образами, образное мышление поможет в изучении физики, химии, черчения и рисования;
— легче освоить иностранный язык.
Многие психологи и ученые сходятся во мнении, что воспитание музыкой есть воспитание богатой человеческой личности! Психологи советуют родителям больше петь с детьми, это помогает развивать речь, особенно детям, которые долго не могут начать говорить и детям с нарушениями речи. Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Если в семье создана творческая атмосфера, тогда малыш сам проявит свои таланты и способности.
Занятия музыкой могут стать той невидимой силой, которая будет поддерживать ребенка в жизни, это нравственные опоры, тонкое чувствование, умение сопереживать, слушать и слышать людей. Музыкальные данные есть у всех детей, вопрос в том, насколько родители и учитель помогут ему творчески развиваться. Растить музыканта не нужно, важно чтобы ребенок стал внутренне богатым человеком, мыслящей личностью, способным принимать решения, думать, созерцать и творить.
Исследования ученых говорят о том, что погружение в музыку помогает создавать дополнительные связи нейронных сетей в мозге, развивает оригинальность, нестандартность мышления. Музыкальная культура в семье — важный помощник в создании атмосферы любви и творчества. Музыка и дети – нечто абсолютно органичное, не подавляйте музыкальные пристрастия ребенка. Это потребность человека, такая же, как дышать, спать и есть. Мы закладываем основы не только художественно-эстетического восприятия ребенка, но и духовно-нравственного в самом раннем детстве. Музыка помогает нам быть чище, лучше и добрее.
Закончить хочется словами композитора и музыкального критика А.Н. Серова: «Музыка – это язык души; это — область чувств и настроений; это – в звуках выраженная жизнь души».
Подготовлено врачом-гигиенистом Кочешковой Т. А.