Парфюмерно — косметическая продукция – это вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и др.) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними (ст. 2 Технического регламента, утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 799, далее – Технический регламент).
Одним из обязательных требований к качеству парфюмерно — косметических товаров является их полная безопасность для здоровья человека. При продаже парфюмерно — косметических товаров продавец должен соблюдать общие требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила), а также нормы вышеупомянутого Технического регламента.
Согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей продавец парфюмерно-косметических товаров, как и любых других, обязан предоставить покупателю полную и достоверную информацию о них, в частности:
— о любых их характеристиках и свойствах;
— назначении;
— ингредиентах, входящих в их состав;
— действии и оказываемом эффекте;
— ограничениях (противопоказаниях) для применения;
— способах и условиях применения;
— массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке;
— условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
— государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).
Кроме того, при продаже парфюмерно — косметических товаров продавец обязан предоставить покупателю возможность ознакомиться с ароматами продукции (духов, одеколонов, туалетной воды и др.). Сделать это можно с помощью бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами (п. 67 Правил).
Также по требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с документами, подтверждающими качество и безопасность реализуемой партии парфюмерно — косметических товаров (декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации, если она обязательна).
Кроме этого, продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о себе (фирменное наименование, местонахождение, режим работы) в соответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей.
Невыполнение обязанности по информированию покупателя влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, если факт продажи товара не состоялся. Фактическая продажа товара в отсутствие необходимой информации будет квалифицироваться уже по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Требования к качеству парфюмерно-косметической продукции
Парфюмерно — косметическая продукция, предлагаемая покупателям, должна соответствовать требованиям Технического регламента с точки зрения безопасности. Безопасной является такая продукция, которая не оказывает вредного воздействия на потребителя при ее использовании в соответствии с назначением и способом применения в течение срока годности.
Требований к безопасности парфюмерии и косметики очень много. В частности, они предъявляются:
— к составу (запрещенные и разрешенные ингредиенты перечислены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 к Техническому регламенту);
— физико-химическим показателям (Приложение 2 к Техническому регламенту);
— микробиологическим показателям (Приложение 7 к Техническому регламенту);
— содержанию токсичных элементов (п. 5 ст. 5 Технического регламента);
— токсикологическим показателям (Приложение 8 к Техническому регламенту);
— клиническим (клинико — лабораторным) показателям (Приложения 9 и 10 к Техническому регламенту);
— производству (п.п. 7.1–7.5 Технического регламента);
— потребительской таре.
Некоторые виды косметики подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации в Роспотребнадзоре, они перечислены в Приложении 12 к Техническому регламенту:
— средства для искусственного загара;
— средства для отбеливания (осветления) кожи;
— косметика для татуажа;
— интимная косметика;
— средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов;
— детская косметика;
— средства для химического окрашивания, осветления и мелирования волос;
— средства для химической завивки и распрямления волос;
— средства, произведенные с использованием наноматериалов;
— средства для депиляции;
— пилинги;
фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15 % (для жидких средств гигиены полости рта – 0,05 %) (в пересчете на молярную массу фтора);
средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, с концентрацией 0,1 % – 6,0 %.
Сведения о парфюмерно — косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию, вносятся в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации. Проверить, зарегистрирована ли продукция, можно на сайте Роспотребнадзора и на сайте Евразийской экономической комиссии.
Соответствие требованиям Технического регламента подтверждается декларацией соответствия, а для парфюмерно — косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, – свидетельством о государственной регистрации продукции.
Продажа продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, является административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 № 13АП-25851/2021 по делу № А56-34830/2021).
Согласно п. 30 Правил нельзя продавать бывшие в употреблении парфюмерно-косметические товары. Такое нарушение встречается крайне редко и при обнаружении, вероятнее всего, будет квалифицировано по ст. 14.15 КоАП РФ.
Такие виды парфюмерно — косметической продукции, как духи и туалетная вода, подлежат обязательной маркировке средствами идентификации. Правила маркировки духов и туалетной воды утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957.
У каждого флакона должен быть свой уникальный двухмерный штриховой код DataMatrix. Сведения о маркировке, вводе в оборот, обороте и выводе из него вносятся в систему «Честный знак». Каждый пользователь может проверить подлинность любого парфюма через мобильное приложение «Честный знак». Для этого нужно просто отсканировать код и получить все данные о товаре.
Продажа продукции, не маркированной средствами идентификации в случае, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ (см., например, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 № 16-910/2022). Подробнее см. здесь.
Запрет на обмен парфюмерно — косметических товаров
Потребитель не вправе требовать у продавца возврата или замены парфюмерно — косметической продукции надлежащего качества. Дело в том, что парфюмерно — косметические товары названы в перечне продукции, не подлежащей обмену, который утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. Соответственно, продавец не несет ответственности за отказ обменять парфюмерно — косметическую продукцию надлежащего качества.
Покупатель может требовать вернуть в магазин или обменять такой товар только в том случае, если в нем есть недостатки (ст. 18 Закона о защите прав потребителей), либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. Самыми распространенными дефектами парфюмерных товаров являются, например, недолив парфюмерной жидкости, нестойкий запах, помутнение или расслоение жидкости.
Однако запрет на возврат и обмен парфюмерии и косметики не распространяется на дистанционную продажу, которая регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом и ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. При отказе продавца вернуть деньги покупатель может требовать возврата денег и возмещения убытков в судебном порядке.
Информация подготовлена с использованием открытых Интернет — источников.
Юрисконсульт Мустафина Е.П.