В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
По общему правилу обязанности потребителя определяются, в частности, заключенным потребителем договором (например, договором возмездного оказания услуг, кредитным договором), а также законодательством РФ.
Необходимо отметить, что стороны вправе предусмотреть в договоре любые условия (в том числе условия, определяющие обязанности сторон), не противоречащие законодательству РФ.
В случае приобретения товара по договору купли — продажи потребитель обязан: оплатить товар; принять товар; привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара; известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре; известить продавца о нарушении продавцом условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен — в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара; возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы (возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет).
Кроме того, потребитель обязан возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре; возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновении недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель)); а также потребитель обязан доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен.
В случае оказания потребителю услуг по договору возмездного оказания услуг потребитель обязан:
— оплатить оказанные ему услуги;
— оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору, в случае одностороннего отказа от исполнения договора;
— возвратить результат услуги, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за услугу суммы в связи с непредоставлением исполнителем возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге.
Также потребитель обязан оформить возврат при ненадлежащей информированности — в п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указана обязанность потребителя вернуть товар, если информация была недостоверной или недостаточно полной.
Не всегда клиенты достаточно компетентны в области, касающейся качеств и возможностей приобретаемого предмета, а порой из-за плохого зрения не в состоянии внимательно прочесть и понять инструкцию по использованию, которая, как правило, напечатана мельчайшим шрифтом. В любом случае продавец должен разъяснить все нюансы, иначе клиент станет обладателем не совсем той вещи, которая нужна, и обязан вернуть не пригодившуюся покупку, ссылаясь на недостаточную информированность.
Также потребитель обязан возместить затраты в случае неисправности по вине потребителя — ст. 18 Закона N 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей» посвящена правам потребителя при обнаружении в покупке недостатков.
Однако один из абзацев п. 5 ст. 18 данного Закона гласит, что покупатель обязан за свой счет оплатить стоимость экспертизы и расходов на перевозку, хранение товара с обнаружившимися неисправностями или иными недостатками, в возникновении которых виноват сам пользователь, но никак не производитель или торговый работник.
Контактный телефон консультационного пункта: 8-49622-7-86-17
Звоните и специалисты проконсультируют по интересующим Вас вопросам
Подробнее с актуальной тематической информацией по данному вопросу Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Консультационный пункт» — «Самоинформирование» (http://ses-dmitrov.ru/инфотека/?cst)