Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не допускает навязывания дополнительных платных услуг, за что предусмотрена имущественная ответственность продавца (статья 16): «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными.
Примерами указанных услуг являются сертификаты на оказание «технической помощи на дорогах», договоры независимой гарантии, опционные договоры, сервисные карты и т. п.
Вместе с тем, стоимость указанных дополнительных услуг зачастую превышает размер предоставляемой продавцом скидки. Кроме того, стоимость дополнительных услуг включена в общую сумму предоставляемого кредита, на которую впоследствии будут начислены проценты, что является обременительным для потребителя.
Распространена схема по заключению автосалоном с потребителями дополнительного соглашения об изменении цены договора (предоставлении скидки на автомобиль) непосредственно после подписания основного договора купли-продажи.
В связи с чем потребителю перед подписанием данных документов необходимо внимательно изучить все положения и пункты, включая цену договора, условия предоставления скидки на автомобиль, обязательства сторон, возникающие после совершения сделки.
Необходимо с осторожностью относится к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной. Желательно обратиться к продавцу с просьбой направить на электронную почту проект договора купли — продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля для предварительного ознакомления с документами.
На процедуру заключения договора купли — продажи автомобиля, для установления факта навязывания дополнительных услуг потребителю рекомендуем взять с собой в салон друзей, родственников, коллег, чьи показания в суде помогут доказать, что услуга или дополнительная страховка приобретена не по воле потребителя.
Автосалоны не имеют права навязывать дополнительные услуги покупателям машин в обмен на скидку. К такому выводу пришел Верховный суд. Автоадвокат Сергей Радько пояснил, что позиция высшей инстанции поможет огромному числу автолюбителей, которых продавцы вынудили купить ненужные услуги аварийного комиссара, юристов, страховщиков и метеорологов.
Что делать, если автосалон все таки навязал дополнительные услуги на сумму, превышающую скидку?
— Нужно направить жалобу на действия автодилера в Роспотребнадзор. К жалобе следует приложить копию договора и иных документов, подтверждающих факт «навязывания» продавцом дополнительных товаров/услуг (например, переписку с дилером). И в случае, если Роспотребнадзор установит факт нарушения со стороны автодилера, последний может быть привлечен к административной ответственности. Как отказаться от навязанной услуги?. Нужно направить исполнителю письменную претензию о расторжении договора и возврате денег; Дождаться ответ (в течение 10 дней с момента вручения). Если ответ не поступит или сумма возврата не устроит, обратиться в суд. Закон хоть и обязывает продавца предоставлять покупателю достоверную информацию об услугах и товарах (ст. 10 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»), на практике недобросовестные автосалоны идут на осознанные нарушения.
«Отказаться можно от любой дополнительной опции, которая не была изначально установлена заводом — производителем. От ковриков, тюнинга и прочего. Закон это позволяет. Пришли, увидели товар, написали заявление на заключение договора купли — продажи, и у продавца есть 30 дней для заключения договора.
Информация подготовлена с использованием открытых Интернет — источников.
Юрисконсульт Мустафина Е.П.