Если вы столкнулись с трудноразрешимой проблемой, постарайтесь уладить её немедленно.
В 2018 году Центробанк выпустил инструкцию для жалоб. Инструкция помогает компаниям разобраться с подозрениями из-за 115-ФЗ — закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Если жалоба из-за 115-ФЗ, можно жаловаться Центробанку по его инструкции. Прежде чем жаловаться на банк, надо попробовать решить вопрос миром. Для этого необходимо сначала убедить банк, что Вы не нарушаете 115-ФЗ, а если банк не принимает аргументы — вот тогда жалуйтесь. Это требование Центробанка. Иными словами, необходимо пройти стадию досудебного урегулирования непосредственно с самим банком будь то физическое или юридическое лицо.
Чтобы Центробанк узнал о жалобе, необходимо подать заявление. В заявлении — рассказ, что случилось, в чем неправ банк и почему. Без заявления Центробанк не рассматривает жалобу.
У ЦБ РФ нет шаблона заявления, можно писать в свободной форме. Зато есть обязательные требования и рекомендации, их Центробанк описывает в инструкции, или на официальном языке — в указании N 4760-У.
Перечень инстанций, куда можно обратиться с жалобой:
- Непосредственно в банк. Обычно на официальном сайте есть раздел обращений, куда можно направить претензию
- Центробанк. Банк России следит за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства РФ. В Центробанк можно обратиться, если, например, навязывают ненужные услуги, передали с нарушением информацию о клиенте третьим лицам, неправомерно начислили штраф или неустойку.
- Финансовый уполномоченный. Омбудсмен рассматривает споры с финансовыми организациями, если проблемная ситуация возникла не более трёх лет назад, а сумма претензий меньше 500 тысяч.
- Роспотребнадзор. В ведомство можно жаловаться, если в договоре есть положения, ущемляющие права потребителя, или предоставлена недостаточная или недостоверная информация об услугах.
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС занимается вопросами рекламы и недобросовестной конкуренции, поэтому в ведомство можно жаловаться на всё, что с этим связано.
- Прокуратура. В прокуратуру можно обращаться, если есть явные нарушения закона, например, при установлении по кредиту ставки, которая выше предельно допустимой, или распространении личной информации клиента третьим лицам.
При подаче жалобы в любой орган рекомендуется изучить требования к составлению жалобы, которые предъявляют в ведомстве. Также можно проконсультироваться с юристом.
Выбор инстанции для обращения с жалобой зависит от конкретной ситуации.