Издательская продукция — совокупность изданий, носящих информационный характер: книги, журналы, брошюры, газеты регулируется ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Издательская продукция.
Издательская продукция отличается от продукции других видов деятельности тем, что каждая новая книга — это новый продукт, который выдвигает.
В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 в издательской деятельности применяется следующая классификация изданий:
1) по периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся);
2) по составу основного текста;
3) по знаковой природе информации.
Непериодическое издание — издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения. Сериальное издание — издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие.
Периодическое издание — сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными.
Продолжающееся издание — сериальное издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.
По составу основного текста издания подразделяются:
• на моноиздание — издание, содержащее одно произведение;
• сборник- издание, содержащее ряд произведений (в зависимости от периодичности различают непериодический, периодический и продолжающийся сборник);
• дайджест — сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий.
По знаковой природе информации издания подразделяются:
• на текстовые — издания, большую часть объема которых занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст. Текстовые издания, в которых используют несколько языков, называются многоязычными;
• картографические — издания, большую часть объема которых занимает картографическое произведение (произведения);
• нотные — издания, большую часть объема которых занимает нотная запись музыкального произведения (произведений);
• издания со шрифтом Брайля — издания, напечатанные особым шрифтом для слепых;
• изоиздания — издания, большую часть объема которых занимает изображение (под изображением понимается воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ).
Непериодические издания подразделяются:
• по целевому назначению;
• читательскому адресу;
• характеру информации;
• характеру аналитико — синтетической переработки информации;
• оригинальности содержания;
• способу организации произведений;
• объему;
• повторноcти выпуска.
Периодические и продолжающиеся издания подразделяются на следующие виды:
• газета (общеполитическая, специализированная, специальный газетный выпуск);
• журнал (литературно-художественный, общественно-политический, научный, научно-популярный, производственно — практический, популярный, реферативный);
• бюллетень (бюллетень — таблица, статистический, бюллетень — хроника, нормативный, рекламный, справочный бюллетень);
• календарь (календарь знаменательных дат, календарь книжного типа, отрывной/перекидной календарь, табель — календарь).
Печатные издания подразделяются:
• по материальной конструкции;
• формату;
• характеру оформления и способу полиграфического исполнения;
• принадлежности автору или издателю;
• характеру обращения;
• выпуску в честь какого-либо события или лица.
По материальной конструкции выделяют следующие виды печатных изданий: журнальное, книжное, листовое (буклет, газетное, карточное, открытка, книжная закладка, плакат), книга/журнал с двойным входом, книжка — игрушка, комбинированное, комплектное.
По характеру содержащейся информации различают следующие виды непериодических изданий:
1. Научные и научно-популярные.
2. Официальные и нормативно — производственные.
3. Производственно — практические.
4. Учебные.
5. Справочные и рекламные.
6. Литературно-художественные.
В практической деятельности издательств и книготорговых организаций часто применяется иная классификация непериодических изданий по характеру содержащейся в них информации. Так, например, введенный в 1996 г. рубрикатор выделяет следующие виды изданий:
1. Детективные и приключенческие.
2. Фантастика и мистика.
3. Сентиментальные.
4. Классические и современные.
5. Детские.
6. Образование и наука.
7. Философия, религия, эзотерика.
8. Государство и право.
9. Экономика, финансы, бизнес.
10. Техника и технология.
11. Компьютерные издания.
12. Медицина и здоровье.
13. Дом, быт, досуг.
14. Искусство и культура.
Издательскую продукцию можно также подразделить:
• на собственные издания (подготовка, выпуск и реализация которых осуществляется за счет собственных финансовых средств);
• заказные издания (выпускаемые по заказу какого-либо юридического или физического лица, которое оплачивает все расходы на подготовку и выпуск издания и самостоятельно занимается их распространением);
• совместные издания (выпускаемые при совместном участии нескольких издательств либо иных юридических и физических лиц).
Издательская продукция отличается от продукции других видов деятельности тем, что каждая новая книга — это новый продукт, который выдвигает перед издателем все требования производства нового продукта. Ассортимент издательской продукции безграничен, так как каждое издание может быть уникальным по своему содержанию и художественно — техническому оформлению.
Информация подготовлена с использованием открытых Интернет — источников.
Юрисконсульт Мустафина Е.П.