Если перевозка груза не связана с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности, правоотношения в этой области регулирует Закон «О защите прав потребителей». В соответствии с положениями этого закона, гражданин-потребитель при заключении договора перевозки имеет право на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге.
В случае, если услуга не соответствует этим параметрам, потребитель имеет право по своему выбору:
- Потребовать безвозмездного устранения недостатков оказываемой услуги;
- Потребовать соответствующего уменьшения покупной цены услуги;
- Потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
- Расторгнуть договор перевозки и потребовать полного возмещения убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок (ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»).
Претензии к качеству оказываемой услуги могут быть предъявлены потребителем при обнаружении недостатков, в ходе оказания услуги или по её завершении. Сроки предъявления таких претензий регулируются различными транспортными уставами и кодексами.
Ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность перевозчика за не предоставление надлежащей информации. Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Ответственность грузоперевозчика за нарушение сроков поставки грузов определяется также транспортными уставами и кодексами и зависит от вида используемого транспорта. По общему правилу, перевозчик несет ответственность за просрочку поставки груза в случае, если не докажет, что она произошла не по его вине, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Грузоперевозчик несет ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке до выдачи в пункте назначения. В том случае, когда исполнитель не обеспечил надлежащую безопасность груза, он будет нести ответственность за это, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с действующим законодательством ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:
- В случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- В случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
- Повреждение (порча) груза удостоверяется актами, составляемыми совместно с грузоотправителем, один экземпляр которого выдается потребителю (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).
Перед подачей искового заявления в суд обязательно прохождение этапа досудебного урегулирования конфликта. Грузоотправителю необходимо подать претензию на имя руководителя транспортной компании, перевозившей груз, и только в случае неудовлетворения требований, потребитель вправе обратиться в суд.Помимо возмещения причиненного ущерба, в судебном порядке потребитель вправе потребовать от перевозчика возмещения морального вреда, упущенной выгоды, выплаты процентов за просрочку поставки груза и других выплат.