Если потребитель считает, что исполнителем допущено навязывание дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврат уплаченной суммы (ч. 2 ст. 16 №2300-1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ).Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила оказания услуг (выполнения работ) установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290.
Также стоит отметить, что обязанность потребителя оплачивать дополнительную услугу возникает только после исполнения продавцом обязанности по передаче такой услуги (п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей) – о чем, соответственно, должен быть составлен документ приема-передачи. Верховный Суд в Определении от 12 декабря 2019 г. № 310-ЭС19-24505 по делу № А83-9973/2018 квалифицировал данный документ как акт и пояснил, что «действующим жилищным законодательством оформление актов выполненных работ определено в качестве обязанностей управляющей организации, а сам акт выполненных работ является единственным надлежащим и допустимым доказательством оказания таких работ и (или) услуг».
То есть подписанные продавцом акты с третьими лицами об оказании услуг не доказывают факты передачи услуги потребителю, а также ее потребления, надлежащего качества и возможности ею пользоваться. При этом согласно закону передача услуги, не соответствующей качеству, определенному договором, не может являться его надлежащим исполнением и, как следствие, не влечет обязанность потребителя нести расходы в виде уплаты цены этой услуги. Кроме того, отсутствие определения качества услуги в договоре свидетельствует о ничтожности последнего как не соответствующего требованиям закона в силу положений ст. 168 ГК. В отношении решений собраний собственников жилья данная норма в части дополнительных платных услуг применяется по аналогии закона.
Примеры навязывания дополнительных платных услуг без согласия потребителя:
— установление дополнительных услуг, связанных с содержанием общего имущества дома, при отсутствии их в перечне услуг по договору управления МКД (установка систем видеонаблюдения, сигнализации, охраны, домофона);
— взимание платы за услуги, оплата которых осуществляется в составе платы за содержание и ремонт общего имущества (например, за восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем);
— взимание платы за услуги, которые связаны с текущей деятельностью организации (затраты на сбор платежей, таких как банковское вознаграждение, комиссии почтовой организации (письмо Минрегиона РФ от 02.05.2007г. №8167-ЮТ/07), ввод в эксплуатацию ИПУ и др).
Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:
1. Запрос информации у исполнителя.
В случае, если потребитель считает, что исполнителем ему были навязаны дополнительные платные услуги, он имеет право обратиться к исполнителю услуг с требованием предоставить информацию о том, каким образом согласовано оказание данных услуг с собственниками жилья (дата проведения общего собрания собственников, протокол общего собрания и другое), сведения об услуге, исполнителе услуг, ее стоимости, порядке расчета и другое.
2. Предъявление претензии исполнителю.
Если потребитель считает, что исполнителем допущено навязывание дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврат уплаченной суммы (ч. 2 ст. 16 №2300-1, ст. 156 Правил №354). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться к исполнителю с письменным заявлением об отказе от услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.
3. Судебный порядок.
В случае отказа удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд. К исковому заявлению необходимо приложить доказательства обращения к исполнителю услуг с требованиями предоставить информацию о дополнительной платной услуге, возвратить уплаченную за нее стоимость, ответы исполнителя и другое.
4. Административная ответственность.
За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23.3 КоАП РФ. Органы жилищной инспекции вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников на основании их обращений или в защиту прав неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, установленных законом (ст. 20 ЖК РФ). В целях проведения проверки, рассмотрения вопроса о применении гражданско-правовых мер потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора.
Включение в договор о предоставлении коммунальных услуг, заключенный непосредственно с потребителем (например, ресурсоснабжающей организацией) условий, ущемляющих права потребителя, по сравнению с установленными законом, влечет за собой наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, составляет 1 год с момента заключения договора.
В целях привлечения изготовителя (продавца) к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Контактный телефон консультационного пункта: 8-49622-7-86-17
Звоните и специалисты проконсультируют по интересующим Вас вопросам
Подробнее с актуальной тематической информацией по данному вопросу Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Консультационный пункт» — «Самоинформирование» (http://ses-dmitrov.ru/инфотека/?cst)