ВОПРОС: Можно ли вернуть товар надлежащего качества?
ОТВЕТ:
Товар надлежащего качества можно вернуть в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»при четырёх условиях:
1) с момента покупки прошло:
— не более 14 дней, не считая дня покупки, если товар приобретался в магазине,
— не более 7 дней, не считая дня покупки, если товар приобретался дистанционным способом и покупателю в письменном виде передали информацию о порядке и сроках возврата товара,
— не более трёх месяцев, если такая информация предоставлена не была;
2) приобретённый товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
3) товар не относится к Перечню товаров, не подлежащих обмену и возврату;
4) товар не имеет индивидуально-определенных свойств, что делает возможным его использование исключительно приобретающим его потребителем.
ВОПРОС: Можно ли потребовать на период ремонта предоставления аналогичного товара?
ОТВЕТ: Можно, если этот товар является товаром длительного пользования и не входит в Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется. При этом необходимо учитывать, что продавец обязан предоставить товар, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, как и купленный, но не обязательно идентичный ему. Например, основным потребительским свойством холодильника является сохранение низкой температуры и совсем не важно, какой он будет марки и какого внешнего вида.
Товар должен быть поставлен продавцом своими силами и за свой счёт в течение трёх дней с момента предъявления соответствующего требования.
Требование о предоставлении аналогичного товара может быть заявлено не только при передаче купленного товара в ремонт, но и при ожидании замены товара, если покупатель предъявил такое требование.
ВОПРОС: Вправе ли потребитель предъявить требования к продавцу в связи с обнаружением недостатка в товаре, если гарантийный срок на товар не был установлен?
ОТВЕТ: Конечно. По общему правилу в соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст.18 данного Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Однако в случае, если гарантийный срок не был установлен, бремя доказывания причин возникновения недостатков товара будет лежать на потребителе.
ВОПРОС: В последнее время очень частов магазинах предлагают оплатить товар только с помощью QR-кода. Насколько это правомерно?
ОТВЕТ: В соответствии со ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Каждый потребитель имеет право выбирать удобный для него способ оплаты, а продавец обязан предоставить потребителю право выбора. Это может быть оплата наличными деньгами или безналичным способом. Система быстрых платежей через QR-код может быть альтернативным способом оплаты, но не единственным.
Таким образом, если продавец настаивает лишь на оплате по QR-коду, Вы имеете полное право отказаться.
ВОПРОС: Из социальных сетей узнала, что планируется введение обязательной маркировки в отношении кормов для домашних животных. Когда и какие товары подлежат маркировке в первую очередь?
ОТВЕТ: В соответствии с Правилами маркировки упакованных в потребительскую упаковку кормов для животных средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованных в потребительскую упаковку кормов для животных (утв. постановлением Правительства РФ от 27.05.2024г. №674) предусмотрены несколько этапов обязательной маркировки:
— с 1 сентября 2024 г. стартует обязательная регистрация участников оборота в информационной системе мониторинга;
— с 1 октября 2024 года становится обязательным нанесение средств идентификации на сухие корма и лакомства для животных, упакованные в потребительскую упаковку;
— с 1 марта 2025 года становится обязательным нанесение средств идентификации на влажные корма для животных, упакованные в потребительскую упаковку.
Не допускается оборот немаркированной продукции, произведенной (для отечественных производителей) или ввезенной (для импортеров) в Россию c 1 октября 2024 года. В случае, если товары произведены/ввезены ранее, то они могут быть реализованы без маркировки средствами идентификации до окончания срока годности.
ВОПРОС: В период действия гарантии у нас сломался холодильник. После проведения диагностики и подтверждения, что это заводской брак, мастер нам сообщил, что для проведения ремонта его нужно отвезти на завод, т.е. в другой город. Должен ли я оплачивать доставку товара до места проведения ремонта?
ОТВЕТ: Нет, делать этого Вы не должны.В соответствии с п. 7 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
ВОПРОС: Часто заказываю товары через иностранные интернет-магазины на соответствующих сайтах на русском языке. Скажите, действуют ли в таких случаях нормы российского законодательства?
ОТВЕТ: Да, в соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019г. № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» на иностранные интернет-магазины, ориентированные на российского потребителя, распространяются нормы российского законодательства о защите прав потребителей.
Отношения между продавцами и потребителями при продаже товаров, в том числе, дистанционным способом, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2463.
ВОПРОС: Применяется ли законодательство РФ о защите прав потребителей при оказании медицинских слуг в рамках ОМС?
ОТВЕТ: Да. В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Контактный телефон консультационного пункта: 8-49622-7-86-17
Звоните и специалисты проконсультируют по интересующим Вас вопросам
Подробнее с актуальной тематической информацией по данному вопросу Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Консультационный пункт» — «Самоинформирование» (http://ses-dmitrov.ru/инфотека/)